Глаза являются основной непосредственной связью с окружающим нас миром и осуществляют постоянную стимуляцию центральной нервной системы. Через них мы в состоянии воспринять свет, краски и тысячу воздействий окружающей среды. Вот почему необходимо заботливо оберегать этот ценный дар природы. Глаза подвержены множеству воздействий: ветру, пыли, табачного дыма, резкого неонового света, слабого освещения, света телевизионного экрана, профессиональных вредностей и т.д. После такого воздействия они приобретают усталый вид, блеск их исчезает, веки ноют и припухают, образуются морщинки и мешочки, зрение ослабевает. Это происходит из-за того, что сейчас работа почти всегда связана с многочасовым нахождением за компьютером. А отдых и развлечения в основном предполагают просмотр какого-нибудь фильма или игру в компьютерные игры. По сравнению с 1990-1992 гг. проблема зрения стала серьезнее, а количество подростков, проводящих свой досуг за компьютером, возросло в 2-2,5 раза. Но не только мониторы портят зрение, но и слишком большая нагрузка на глаза. Сейчас эта проблема очень актуальна для большого количества людей, независимо от возраста. В МБОУ Маслянинская СОШ №1 2 раза в год (весной и осенью) проводится дистантный скрининговый опрос о состоянии зрения учащихся в целях совершенствования охраны и укрепления здоровья учащихся образовательных организаций. На сегодняшний день больше половины учеников школы имеют те или иные проблемы со зрением!
Почему важно выявить нарушения зрения у школьников на начальном этапе? Зрительная система является органом чувств, который передает нам 70% информации об окружающем нас мире. Наша зрительная система функционирует весь период нашего бодрствования и при этом никогда не находится в состоянии даже относительного зрительного покоя. Глаза - орган, который продолжает развиваться и совершенствоваться. И этот процесс продолжается до возраста 18 лет. Однако современные зрительные нагрузки детей в школе превышают зрительные нагрузки их родителей. Добавим сюда тысячи часов, затрачиваемых для выполнения домашнего задания. Любой ребенок не лишен соблазна просмотра десятков каналов телевидения, бесконтрольного нахождения в интернете и пользования мобильными средствами коммуникации. Заболеваемость органа зрения занимает лидирующее место у школьников. Любое заболевание проходит, так называемый функциональный, этап развития, который является своеобразной гранью между нормой и патологией. Скрининг предназначен для первичного тестирования групп бессимптомных лиц с целью выявления случаев заболевания. Скрининг является персонализированным. Уже на этапе опроса устанавливается факт нарушения зрительных функций. Программа позволяет провести в интерактивном режиме четыре вида оптометрического и офтальмологического тестирования:
Исследование остроты зрения: применяется таблица оптометрических оптотипов
Ландольта. Количество оптотипов, предъявляемых обучащемуся и количество допустимых ошибок, строго соответствует мировому стандарту при исследовании остроты зрения в офтальмологическом кабинете;
Определение состояния рефракции школьника на момент проведения
тестирования, ее сдвиг в сторону гиперметропии или миопии – дуохромный тест.
Тест Амслера позволяет косвенно выявить или исключить патологию макулярной
зоны – участка сетчатки, ответственного за состояние центрального зрения;
Тест «лучистая фигура» позволяет выявить астигматизм.
Варианты взаимного расположения монитора и ученика: По завершению тестирования результаты автоматически заносятся в базу данных и хранятся в ней персонализировано. Особенности введения данных тестируемых позволяют контролировать результаты скрининга вне зависимости от того, продолжает ли ребенок обучаться в этой школе или другой после смены места жительства. По завершению скринингового тестирования проводится анализ результатов и руководство учебных заведений получает рекомендации для родителей учеников. Скрининг ни в коей мере не заменяет необходимости постановки диагноза профессиональным офтальмологом. Но он позволяет выявить нарушения зрения у школьников на начальном этапе и вовремя обратиться за консультацией к врачу.